Урок № 4. Волшебные камни
Всем добрый день (вечер
)!Тема нашего сегодняшнего урока - "Волшебные камни
". Запишите в тетрадь число, тему урока, и приготовьте ушки - слушать мои объяснения. Приготовили? Ну тогда я начну повествование.Алатырь - волшебный камень - гора, упоминаемый в русских заговорах, легендах и сказаниях.
В большинстве текстов Алатырь отождествляется с янтарем. Поскольку местом добычи янтаря является Балтийское море, в фольклорных текстах его часто называют Алатырским.
В заговорах говорится о том, что Алатырь находится на острове Буяне, который располагается посередине моря - океана. От него растекаются по всему миру целебные реки. Иногда Алатырем называют трон” на котором сидит девица, исцеляющая раны, В духовных стихах Алатырь часто заменяется на алтарь(на основе внешнего созвучия).
Возможно, источником сюжета об Алатыре являются средневековые европейские легенды, в которых рассказывается о фантастическом камне лечащем от всех болезней. Камень находится в труднодоступном месте и является пупом земли.(пупы земли существуют почти во всех мифологиях разных народов мира. Например Омфал, так же волшебный камень центр мироздания греков) Поэтому его наделяют волшебной силой и считают "отцом" всех драгоценных камней.
В русских заговорах также говорится о (том, что Алатырь - "всем камням отец". В заговоре подчеркиваются магические свойства камня: "На море, на океане, на острове Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь всём камням отец. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба божия (имя) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты кровь, течь перестань".
Хотя пирамиды сооружены до железного и даже бронзового века, египтянам в эру пирамид было известно метеоритное железо27. Они называли это железо "бья", и, согласно Уэйнрайту, "метеориты состояли из "бья"28. Слово "бья" часто встречается в "Текстах пирамид":
"Я чист, беру с собой мои железные (бья) кости, я расправляю свои нетленные члены, которые находятся в чреве Нут..."[Тексты пирамид, 530]
"Мои кости — железо (бья), и мои члены — неугасимые звезды". [Тексты пирамид, 1454] "Кости царя — железные (бья), и его члены — неугасимые звезды... "[Тексты пирамид, 2051]
Как показывают эти отрывки, существовало убеждение, что, когда ушедшие цари перевоплощались в звезды, их кости становились бья, железом, небесным материалом, из которого некогда были созданы звездные боги. Такие космические железные объекты, как метеориты, являлись единственным материальным свидетельством реальности земли в небесах, населенных звездами-душами царей, и легко понять, почему, по мнению древних, звезды состояли из "бья". Поскольку души ушедших царей — звезды, то их кости должны быть тоже из железа.
Это возвращает к камню Бенбен Гелиополя, который многие египтологи, ассоциирую с метеоритом. Валлис Бадж был первым, кто предположил, что камень Бенбен является реликвией, аналогичной Черному камню храма Кааба. Такая же мысль пришла в голову египтологу Ж.П. Лауеру. Возможно, примерно в третьем тысячелетии до н.э., возможно, во времена Второй или Третьей династий, недалеко от Мемфиса упал железный метеорит конической формы. Из изображений камня Бенбен32 можно судить, что метеорит весил от шести до пятнадцати тонн, и потому зрелище его падения должно было весьма впечатлять. Яркий шар с хвостом раскаленных газов наверняка могли видеть на большом пространстве, а звуковая волна распространялась очень далеко. Интересно замечание о том, что Феникс прилетел с востока, поскольку, согласно энциклопедии "Британника", все метеориты .следуют со стороны солнца. Проследив, куда приземлился метеорит, наблюдатели увидели, что огненная птица исчезла, оставив после себя черное космическое яйцо, бья (железный конический метеорит). Затем египтяне, очевидно, перенесли метеорит в храм Атума и установили на священной колонне.
Птицу Феникс древние египтяне связывали с рождением и космическими циклами, которым подчиняется картина звездного неба. Похоже, что после долгого отсутствия Феникс вернулся, возвещая новый "золотой век". Р.Т.Рандл Кларк говорил о цикле 1460 лет, но позднее, в своей обширной работе о египетском Фениксе, кроме этой цифры назвал еще
один цикл с периодом в 12954 года. Четырнадцать столетий и шестьдесят лет являются циклом Сотис, который основан на наблюдениях подъема Сириуса на восходе солнца и его перемещениях за один день каждые четыре года при 365-дневном календаре. Завершается полный цикл через 4 х 365 = 1460 лет. Но откуда возник такой большой период в 12954 года? Что это был за цикл? Имеет ли он отношение к Сириусу? Всем, кто имел дело с прецессией, эта цифра хорошо знакома. Это половина цикла прецессии, который составляет примерно 26000 лет; и эта половина определяет время, когда звезда проходит от своего максимального положения на звездном небе до положения минимального.
Давайте возьмем для примера какую-либо гипотетическую звезду в начале цикла, в самом нижнем положении на небе. Предположим, что она пересекает при своем суточном движении линию меридиана, скажем, под 12 градусами к горизонту. Каждый год звезда будет подниматься немного выше, со скоростью приблизительно 12 угловых секунд в год. Чуть больше, чем за два столетия, звезда пересечет линию меридиана уже под 13 градусами, и этот угол будет постепенно увеличиваться. Приблизительно через 13000 лет звезда достигнет своего максимума, скажем, 55 градусов над горизонтом. Затем начнется движение вниз с той же скоростью, до тех пор, пока звезда не достигнет своего самого нижнего положения на линии горизонта, то есть 12 градусов наклона. Это произойдет еще через 13 тысяч лет.
Селлорс доказала, что древние не только разделили зодиак на Двенадцать частей, но также знали и то, что солнце проходит 12 областей неба, находясь при этом в каждой области 2160 лет.28 Если умножить 2160 лет на 12, то получается 25 920, время цикла прецессии. Это очень большой срок, но его делили на периоды в 2160 лет, а этот период в свою очередь, делили на 360 градусов, получая маленькие периоды по 72 года, ставшие базисными в концепции "вечного возвращения" первого золотого века.
Философский камень. Алхимики полагали, что Философский Камень сотворен из огня и воды, а состоит он из минерала, содержащего “живое” и “растительное” начало. Он обладает не только плотью, но и духом. Рассматривать Философский Камень как простую вещь нельзя, это символ божественного могущества. Процесс его приготовления был покрыт тайной, так как в нем задействованы не только химические процессы, но и мистические силы. Поэтому он не только превращает металлы в золото, но и изменяет человека духовно, делая его совершенным.
Алхимики окружали свою деятельность мистикой и тайнами. Их премудрость была доступна далеко не всем, и заниматься, например, поисками Философского Камня могли только избранные, посвященные в тайну счастливцы. Учебников по алхимии не было, и приобщение к этой науке сопровождалось особым ритуалом, личным контактом учителя и ученика, между которыми создавалась особая духовная атмосфера. Все записи велись в повелительном наклонении (возьми, положи, нагрей), никаких отступлений в проведении опытов не допускалось. Ученик должен был слепо следовать указаниям учителя. И вопросы “А почему так, а не иначе?” в корне пресекались.
Далеко не все дошедшие до нас рукописи алхимиков поддаются расшифровке. Иногда они похожи на какую-то абракадабру, хотя за туманной формой изложения скрываются вполне определенные реактивы и последовательность действий исследователя. Вот, например, одно из немногих более или менее понятных описаний сухой перегонки уксуснокислого свинца (XV век): “Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание — он превратится в зеленого льва. На песчаной бане нагрей зеленого льва с кислым спиртом винограда и выпаривай; меркурий обратится в род камеди. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй; получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, в приборе останется истинный дракон, ибо он съедает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне и прикоснись раскаленным углем; он воспламенится; так воспроизведешь зеленого льва...” Ничего не понятно? А это всего-навсего описано получение окиси свинца.
Тем не менее, несмотря на многие заблуждения, алхимики были достаточно хорошими экспериментаторами и, стремясь получить Философский Камень, открыли множество полезных веществ: лекарства, порох, селитру и многие соли, некоторые из важнейших кислот. Они не только получали новые вещества, но и описывали, правда в довольно туманном виде, их свойства.
Кроме того, их неоспоримой заслугой является открытие многих важных процессов, например таких, как выплавка металлов из руд и их очистка, а также фильтрование, кристаллизация, перекристаллизация и многие важные реакции. Алхимики придумали и применили первые химические приборы и посуду. Короче говоря, вековая история алхимии — это, собственно, история химии. Именно алхимики в поисках Философского Камня заложили ее фундамент.
“Философский Камень, предмет настойчивых поисков древних алхимиков,— это, в сущности, сама наука химия,— писал в „Письмах о химии" Юстус Либих.— Не она ли, подобно камню мудрецов, обещает благоденствие миллионам, увеличивая плодородие полей, не этот ли самый камень открывает для нас законы жизни и дарует средства исцелять болезни и удлинять саму жизнь
?”Омфал - цент мироздания. В музее в Дельфах, где находился знаменитый древнегреческий оракул, многие проходят мимо резного куполообразного предмета метровой высоты, не зная, что это такое. Согласно легенде, Зевс послал с разных концов земли двух орлов, чтобы определить центр мира, священное место, где из хаоса родился порядок. Орлы встретились в Дельфах, поэтому Зевс отметил это место каменным омфалом (греч. “пуп”). Греки единодушно признали Дельфы центром мира, но при этом каждая область могла иметь свой собственный омфал. В нескольких греческих храмах имелись подобные камни. Возможно, здесь корни западной строительной традиции — закладывать краеугольный камень в фундамент.
Считается, что омфал — это исходная точка, от которой начинаются линии, указывающие четыре направления, или страны света, и разделяющие горизонт на четыре части. Камень упорядочивает время и пространство. Омфал определяет центр для страны, города или священного ландшафта и таким образом становится символическим отображением разума в физическом мире.
Древняя идея о “пупе земли” обнаруживается во многих культурах. Легенда индейцев зуни, Южная Америка, рассказывает, как первые зуни, блуждая по земле, встретили К'ян Асдеби, Водяного Ската. Он показал им стороны света, расставив свои длинные ноги. А когда живот его коснулся земли, он сказал: “Это место — середина Матери-земли, ее пупок” и велел построить там укрепленные деревни. Этруски, населявшие северную Италию, называли свои священные центры типс1 и 8, что значит “вселенная”. Это была яма, прикрытая камнем; отсюда начинали прокладывать улицы города. Главный омфал для мусульман — Черный камень (предположительно космического происхождения), помещенный в кубическое строение Кааба, в Мекке. Центром мира у индуистов и буддистов считается
“Гора Меру”, или гора Кайласа, в Гималаях.Очевидно, что величайшим “пупом земли” является Иерусалим, почитаемый как святыня и христианским миром, и мусульманами, и приверженцами иудаизма. Сам омфал — это гора Мориа. Именно здесь, согласно Ветхому Завету, Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака, и отсюда же Мухаммед вознесся на небо. Здесь же был построен Соломоном Иерусалимский храм.
Яда, в древнетюркской мифологии магический камень, с помощью которого можно вызвать или прекратить непогоду: дождь, снег и т. д. В ряде источников обладатели Яда - шаманы, согласно материалам других источников, Яда не связан с шаманством. По одной из легенд, камень Яда получил от Яфета Огуз-хан. По другой средневековой версии, предки огузов отобрали дождевые камни у животных (те держали их во рту, и прямо над ними появлялись облака). Связь Яда с животными отражена в мифологии киргизов, веривших, что его можно найти в желудках овец или коров. Якуты считали, что волшебный камень сата может подарить шаману орёл. Связанный с употреблением Яда сюжет нашёл отражение в “Шахнаме” Фирдоуси.
Домашнее задание:
Адрес высылания домашних работ прежний -
enigma_nibelunga@mail.ru